Доклад Павла Спирина на заседании краевого градостроительного совета

22 августа 2019 г.

Управляющий директор ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» представил основные промежуточные результаты разработки Генплана Краснодара.

Вступление

Уважаемый Вениамин Иванович! Уважаемые члены градостроительного совета!

Я составлю свой доклад из двух частей: первая – это современное состояние города и его инфраструктуры. Вторая – предложения концепции.

Вениамин Иванович, в соответствии с Вашим поручением мы планируем, что проект Генерального плана будет готов к концу года, чтобы выйти на согласования с федеральными и краевыми органами исполнительной власти. Выполнен анализ современного состояния использования территории муниципального образования город Краснодар.

 О структуре земельно-имущественных отношений и градостроительных ограничениях

Анализ земельных участков по формам собственности показал, что 42% территорий – это федеральная собственность, 3% - краевая, 5% - муниципальная. Остальные территории находятся в собственности граждан и юридических лиц. Федеральные земли сельскохозяйственных угодий, согласно 105 Федеральному закону, являются институциональными правовыми ограничениями, полномочия субъекта муниципального образования на которые не распространяются в части проектных решений генерального плана.

Также институциональным ограничением являются земли лесного фонда. В качестве базовых ограничений также у нас есть зона катастрофического затопления при прорыве плотины Краснодарского водохранилища и шумовая зона аэропорта. Сейчас ведется работа совместно с краевой архитектурой по корректировки проекта границ приаэродромной территории с целью минимизации градостроительных ограничений.

На этом слайде показана структура земельно-имущественных отношений в границах муниципального образования. Фиолетовым цветом показаны участки, принадлежащие агентству «ДОМ.РФ» - то, что уже передано муниципальному образованию для возможного дальнейшего использования.

 

Об анализе существующих озелененных территорий

Методом воздушного лазерного сканирования была проанализирована структура зеленых насаждений, Вениамин Иванович, это было ваше поручение, на территории муниципального образования город Краснодар выявлены: 381 гектар зеленых насаждений общего пользования; 6206 гектар зеленых насаждений ограниченного использования; 3560 гектар зеленых насаждений специального назначения. Кроме этого, в состав природно-экологического каркаса входят 816 гектар земель государственного лесного фонда.

Таким образом, валовая обеспеченность зелеными насаждениями составляет более 70 квадратных метров на человека. Но обеспеченность зелеными зонами общего пользования – это скверы, парки, сады – очень низкая, составляет только 2 квадратных метра на человека. Это - низкий показатель и мы имеем ряд предложений по изменению этой ситуации в лучшую сторону.

 

О результатах анализа социальной инфраструктуры

Полностью проанализирована система социальной инфраструктуры. По нормативам проанализирован каждый район, каждая зона жилой застройки.

Общий показатель по общеобразовательным учреждениям в настоящее время составляет: сейчас работает 91 школа, а должно быть 166.

Детских садов в настоящее время 171, а необходимо 430.

Чуть лучше ситуация по поликлиникам - работает 61 поликлиника, а должны быть 75.

Низкая обеспеченность по плоскостным спортивным сооружениями. Мы считаем, что для южного города с таким климатом это недопустимо.

На слайде обозначены красным цветом территории, не обеспеченные дошкольными образовательными организациями.

Такой же анализ по всем социальным объектам. Мы посчитали количество посещений в смену в существующих поликлиниках. Посчитали количество детей, которые не пошли в детские сады. И все наши расчетные данные полностью подтвердились.

 

О прогнозе численности населения

Теперь о численности населения, который является базовым показателем для разработки Генплана. Как видно, наш главный региональный документ «Схема территориального планирования» к 2041 году планировал 1 миллион 183 тысячи жителей. Проект Стратегии-2030, который пока еще проект, дает цифру в 1 миллион 300 тысяч. Как мы с вами в прошлый раз обсуждали, уже сейчас непосредственно зарегистрированных в муниципалитете горожан - 1 миллион 446 тысяч.

Мы по двум вариантам просчитали прогноз роста населения — с учетом современной тенденции сохранения динамики роста, которая есть, и по методу экстраполяции градостроительной оценки базы.

У нас получается минимум 3 миллиона 200 тысяч – это прогнозная цифра к 2040 году. Сдерживающий вариант, который мы увидели, отработали и сейчас его представим, это в ядре самого населенного пункта Краснодара - 2 миллиона 100 тысяч.

 

О приоритете агломерационной концепции развития Краснодара

В проекте были рассмотрены две модели развития города: компактная, с учетом расселения 3,2 миллиона в границах муниципального образования, которая может быть обеспечена только многоэтажной застройкой, и агломерационная, возможностью расселения населения в первом поясе агломерации, таким образом можно обеспечив к 2040 году комфортное проживание. Агломерационную модель поддерживают специалисты и коллеги из Союза архитекторов.

Она заключается в том, что интеграционная модель, максимально отвечающая интересам и привычному укладу жизни краснодарцев, наиболее оптимальна. И с этих позиций выступаем за максимальное сохранение индивидуальной жилой застройки с возможным ее сокращением до 15%. Сохранение малоэтажной жилой застройки и среднеэтажной. Таким образом, мы сможем сформировать те базовые опорные центры, которые переходят в агломерацию.

В первом поясе агломерации в качестве базовых агломерационных центров мы видим Новотитаровскую, Динскую, Горячий Ключ, Северскую, Васюринскую. Которые могли бы оттягивать на себя население, с учетом развития там инфраструктуры для комфортной жизни.

Мы проанализировали с транспортным сообществом и органами исполнительной власти воздушный транспорт. Возможности развития санитарной авиации. Развитие водного транспорта с возможностью организации понтонных переправ. А также железнодорожного транспорта с учетом выноса грузовой ветки и организации станции высокоскоростной магистрали, которая планируется по схеме территориального планирования Российской Федерации.

 

О развитии планировочной структуры

Что касается планирования улично-дорожной сети – мы ее максимально встроили в схему территориального планирования Краснодарского края по региональным дорогам, сделали структуру увязки с федеральной сетью. Это усилит планировочные структуры, способствующие гармоничному развитию территории города, и позволит отвести транзитные потоки от Краснодара.

В концепции было рассмотрено три варианта развития ядра агломерации. Не буду подробно останавливаться на всех вариантах концепции, которые мы рассматривали, остановлюсь на третьем варианте – сбалансированном. Планировочную организацию территории городского округа определяет транспортно-планировочный каркас, состоящий из транспортно-планировочных линий – магистральных улиц и дорог общегородского значения, узловых зон – общественно-деловых центров и производственных зон, территориально-планировочных узлов – транспортно-пересадочных узлов. Начальными и конечными точками главных транспортно-планировочных линий являются примыкания к федеральным и региональным дорогам, что обеспечит включение в планировочной структуры города в систему расселения агломерации.

Сравнительные редакции были обсуждены. И в качестве базового был определен третий вариант. Он полностью отработан на семинарах в части развития улично-дорожной сети, функционального зонирования и социальной инфраструктуры.

Приобретённым направлением во всех вариантах концепции является развитие общественного транспорта. В проекте предусматривается развитие трамвайной сети, ее уплотнение, как минимум, в 2 раза. И все расчеты, и необходимые коридоры выделенного показателя мы тоже отработали.

Дополнительно хотел отметить, что, по специфике Краснодара, его узких улиц и той системы, которая заложена, мы берем принцип увеличения провозной способности, то есть именно развитие общественного транспорта.

Все миллионники во всем мире подтверждают эту практику. Систему транспорта пересадочных узлов планируем с учётом агломерационных подходов. Для автомобилей планируем организовать перехватывающие зоны, которые будут способствовать локализации пригородного транспорта - как это происходит в Москве и Санкт-Петербурге. Это способствует тому, что жители агломерации будут максимально использовать возможности общественного транспорта по причине его более высокой скорости в сравнении с личным транспортом.

Предусмотрено развитие велосипедной сети. В настоящий момент планируем встретиться с общественниками по вопросу развития велосипедного транспорта. Стоит отметить, что наш институт – первый в России, кто максимально отработал нормативы формирования велосипедного транспорта. И мы реализовали несколько проектов в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области.

 О зонах социально-экономической активности

Еще важный аспект – мы максимально проработали общественные пространства с формированием зон не просто приложения труда, но и создания комфортных условий для отдыха, развлечений. Безусловно, большой город – это объект, который пользуется спросом в части досуга и у жителей, и гостей города.  

По развитию производственных зон проанализирована система структуры градообразующей базы и приложений труда – эффективность и неэффективность каждой из зон. Отработано 18 площадок, которые также рассматривались в стратегии развития Краснодара и Краснодарского края. Со своей стороны мы увидели, где есть возможность локализации мест приложения труда именно в производственном аспекте — 42% горожан так или иначе связаны с производственной сферой.

Безусловно, это один из вариантов развития и формирования полицентричной градообразующей базы. Отойти от концентрации, которая была, и сделать максимальное соотношение уже существующего жилья, транспортных магистралей и возможностью создания общественно-деловых и промышленных зон для развития.

О природно-экологическом каркасе

По созданию природно-экологического зеленого каркаса от жителей поступили 130 предложения по его формированию. Каждое из них проанализировано, и работа еще продолжается. Порядка 90 из них мы сочли возможным отразить в Генплане.

Мы проанализировали, что порядка 240 гектаров земель в городе занято боксами и гаражами, и тут могли бы сформировать те общественные пространства, зелень общего пользования, которых не хватает.

Вот 9 крупных ядер, которые предполагаются для развития спортивного отдыха, в целом - скверов и парков. У нас получается общая площадь объектов – 1242 гектара и линейных бульваров с включением лесополос, которые внутри населенного пункта приобрели уже магистральную лучевую сцепку, привести в разряд бульваров – это тоже порядка 2 000 гектаров. Таким образом, мы выходим на нормативную обеспеченность именно по зеленым насаждениям общего пользования – это 16,3 метра на человека. Хотел подчеркнуть, что эти цифры полностью обоснованы, перепроверены с привязкой к конкретным участкам, к конкретной земле.

 

О прогнозе потребности в строительстве социальных объектов к 2040 году

Далее по развитию социальной инфраструктуры, исходя из принципов и подходов, которые мы сделали, с учетом прогноза мы просчитали максимально возможное количество объектов, которые к 2040 году нужно совокупно построить.

С учетом недостающих и перспективы развития Краснодара по детским садам цифра достаточно большая. Причем мы брали в среднем по 350 мест детские сады. И получается, что к 2040 году должно быть построено свыше 500 объектов.

А по школам должно быть 211 вместо 91. По поликлиникам тоже должен быть прирост до 101. Нужно отметить, что по плоскостным спортивным сооружениям мы предлагаем формировать своего рода районные и межрайонные объекты, которые максимально могли бы обеспечить население этими услугами.

По проектным решениям, непосредственно по детским садам – проанализировано размещение существующих детских садов с радиусами доступности и определены места, для размещения планируемых детских садов, но всегда есть свободные земельные участки.

Такой же анализ был проведен по школам, объектам здравоохранения и культуры.

Отойдя от нормативных подходов, предполагаемых размещение точечных плоскостные сооружения внутриквартально, мы предлагаем формировать систему районных объектов с более расширенной функциональной основой.

 О прогнозе потребности в развитии инженерной инфраструктуры к 2040 году

По развитию инженерной инфраструктуры имеются достаточно серьезные отставания.

С учетом прогноза потребления необходима минимум еще одна ТЭЦ, 20 котельных. Необходимо построить две подстанции федерального значения по 220 кВ, 11 подстанций - 110 кВт. Провести реконструкцию существующих сооружений и сетей. По инженерной инфраструктуре также провели все совещания и семинары. Наши выводы подтвердили коллеги.

По дождевой канализации. Необходимо строительство 13 очистных сооружений дождевой канализации на существующих выпусках в р.Купань, 21 – на территории сельских населенных пунктов. Нужно отметить, что даже там, где эти объекты планировались, земля, к сожалению, во многом была переведена под строительство. И, таким образом, необходимо изыскивать дополнительные места размещения, так как они еще имеют санитарную зону, достаточно территориально емкие по своему назначению.

Во вопросу развития хозбытовой канализации необходимо реконструкция головных КОС-1 и КОС-2, а также строительство еще 7 КОС в сельских населенных пунктах. Кроме этого, необходимо построить 42 канализационно-насосные станции.

 Заключение

Безусловно, Генеральный план является документом общественного согласия. Мы максимально действовали вместе с администрацией города, общественными советами. Для вовлечения жителей Краснодара в процесс подготовки генерального плана был создан сайт - впервые в России, на котором в открытом режиме ведутся «дневники» разработки генерального плана.

В целях выявления мнения жителей по вопросам, важным для разработки нового генерального плана проведено анкетирование, в котором приняло участие 894 жителя Краснодара. Для открытого общения и детального обсуждения на сайте налажена обратная связь. Вкратце основные позиции я озвучил.